Выбор пьесы, написанной по роману Александра Куприна "Яма", заранее обрекает спектакль на повышенный зрительский интерес. "Яма" - роман о социальном зле капиталистической России - проституции - написан Куприным не пером, а скальпелем хирурга.
Писателя больше интересовали социальные корни проституции - как явления российской действительности.
Режиссера Вячеслава Спесивцева - психологический, человеческий фактор в отношениях персонажей. Отсюда - разное прочтение темы. "Яма" поставлена не публицистом, а психологом. Спектакль у мэтовцев получился шумный, искристый, временами - нарочито вульгарный, временами щемяще грустный. Кажется очень верным, что театр в инсценировке отказался от обличительства повести, сосредоточившись на психологии героинь. Этакая вереница историй взаимоотношений персонажей, замешанных на любви и ненависти, корысти и альтруизме, подлости и человеческом достоинстве, объединенная единым стержнем - историй публичного дома, куда приходят и обманутые девушки, и приехавшие в город маргиналки, и сознательно идущие по стезе "древнейшей профессии".
Характерна и вереница гостей: разгуляй-купец, и ищущий взрослых ощущений гимназист, чиновник и желающий "спасти" падшую женщину студент, ищущий свою пропавшую возлюбленную мещанин-еврей и дружащий с девушками блаженный альтруист. В повести Куприна один из героев говорит, что проститутки - глупые, ленивые, издерганные, но, по сути, каждая из них - неповзрослевший ребенок, так и оставшийся на уровне развития 10-14 лет. Эту детскость, инфантильность и играют актрисы. И еще - сохранившуюся в душах (тоже по Куприну), несмотря ни на что, веру в чудеса, в небывалые страсти. И - женственность, которая пробивается сквозь грязь и ужас жизни. У Спесивцева получился некий фарс, легкий, приятный для глаз, с удачной работой мастера по свету и обилием музыки. Атмосфера замкнутого пространства старого доброго МЭТа идеально подходит для воплощения спектакля студийцев. Камерность, камерность и еще раз камерность! Патетически-гротескные, нарочито буффонные спектакли можно смотреть только в его крохотном зале, иначе пропадет пикантная, наивная атмосфера, созданная актерами и режиссером. Атмосфера невыносимой легкости бытия, серьезной иронии и чуть ли не шутовского пафоса... Эскалация мерзостей, демонстрация пошлости, убожества публичного дома и буффонно-патетической экзальтации его обитательниц. Впечатлительным женщинам и детям смотреть не рекомендуется.
Этот спектакль если не причиняет физическую боль, то, по крайней мере, требует ощутимого психического напряжения. Спесивцева после этой постановки вполне заслуженно назовут laquo;депрессионистом - предмет он знает не понаслышке. Описание депрессии здесь представлено в самом концентрированном виде.
Это история людей, которые все дальше и дальше падают вглубь себя. Но если бы Куприн просто написал произведение про то, что все плохо, в том числе проституция, - это не стоило б особого внимания Спесивцева. Главная тема его постановки любовь и счастье, право человека на то и другое. Помещенные в условия перманентной борьбы за место в социальной иерархии, отравленные представлениями о метафизической свободе, проститутки вроде бы не должны иметь ни малейших претензий на любовь и счастье. Никто ни другие, ни общество не обязаны их любить. И все-таки требовать любви неотъемлемое право каждого.
В современном постмодернизме, когда театр почти утратил способность напрямую говорить о вечном и насущном, только так через парадоксальный некомфортный ход, вроде сравнения человека (у Спесивцева именно человека и женщину и мужчину) с проституткой, остро подчеркивающий человеческое достоинство в каждом, - возможно утверждение этого самого насущного и вечного. Спектакль способен увлечь и темой, и ее подачей, вполне профессиональной и искренней игрой молодых актеров.
Это - не Куприн. Это - Спесивцев. Смотрите. Сравнивайте. Думайте.